Что такое мода. Основные модные термины

Мода. О ней спорят. Ее изучают. По ней живут. Ее создают. Так что же это такое? Заглянем в разные словари и попробуем понять.

1) Мода — наглядный пример псевдодеятельности человека, связанный с избытком одних ресурсов, например временных, пищевых, материальных и т.п., и недостатком других, например ситуационного разнообразия, самокритичности, разума и т.п. Мода возникает в результате действия факторов избыточности и самодостаточности, является феноменом культуры и суррогатом религии. В основе феномена моды лежат стадные инстинкты человека.

2) Мода — (лат.- мера, способ, правило): временное единство и массовое распространение внешних форм культуры. В сферу действия моды входят одежда, образцы поведения, формы быта, эстетические и художественные вкусы, внешние формы промышленных изделий и т. п. Распространение моды опирается на психологические механизмы (подражание, внушение), благодаря которым она быстро приобретает массовый характер. Одна из главных особенностей моды, в отличие от стиля, — ее изменчивость, кратковременность, однако она вполне поддается эстетической оценке. В то же время считать ее чисто эстетическим явлением, видимо, не следует, ибо она формируется и под влиянием определенных общественных условий. С модой тесно связан «стайлинг» (стилизация), призванный в соответствии с коммерческими запросами модернизировать внешний вид изделия, придать ему новое эстетическое звучание.

3) Мода — (лат. modus — мера , правило, образ ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. Кант определял Моду как «непостоянный образ жизни». Как массовое увлечение увлечение каким-либо явлением, Мода известна еще с древности; Мода в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение Моды не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе Моды свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (Мода обращена к эмоциям человека , ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной Моды практически не ограничена; Мода обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям Моды можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации: Мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией Моды является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал Моду классовым явлением: Мода различных социальных слоев всегда различна. «Космополитичная» функция современной Моды заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции Моды, связанной с ее динамизмом: Мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная Мода имеет две существенные особенности: Мода 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная Мода — это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной Моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения Моды большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), «желание быть значительным» (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что Мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия Моды: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк

4) Мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредственно среды его обитания (интерьер, разл. бытовые вещи ), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и т.д. Будучи сложным многоаспектным явлением, Мода издавна служит объектом изучения самых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, эстетики, семиотики и др. Еще А. Смит в «Теории нравственности чувств» (1759) отмечал влияние Моды не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т.д., подчеркивая особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в современном ему обществе (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подобное подражание было невозможно). Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий: 1) мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом; 2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними. Последний мотив лежит в основе возникновения Моды. Последователь Спенсера американский социолог Самнер в книге «Народные обычаи» (1906) подчеркивал нормативный и принудительный характер Моды. Н.К. Михайловский проанализировал социально-психологический аспект Моды в связи с поведением толпы и явлением подражания. Французский социолог Г. Тард считал Моду наряду с обычаем основным видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то Мода — подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер. Значительный вклад в теоретическое осмысление Моды внес Зиммель, который связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что Мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Ее развитие происходит таким образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т.д. В. Зомбарт рассматривал Моду как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее потребности. Американский социолог и экономист Т. Веблен проанализировал роль престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании Моды. Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством Моды. Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль Моды как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления Я; эту функцию Мода осуществляет благодаря социально санкционируемому отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе «Три века Моды в женской одежде: количественный анализ» (1940) провели историко-статистическое исследование изменений некоторых параметров женской одежды за три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни. Существуют попытки психоаналитического (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена Моды. Изучались многообразные связи Моды с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Бар-бера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.). В работах Г. Блумера Мода рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения Моды, по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению Моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование Моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая Мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие Моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «Отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Мода — одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный цикл в Моде состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфических «сообщений», отправляемых «производителями» через посредство «распространителей» к конечному адресату — потребителям; только на потребительской стадии потенциальная Мода становится реальной. Мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от общества к обществу, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах одна и та же Мода зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположные ценностные ориентации. Исследования Моды и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и др. областях. Лит.: Мода: за и против. М., 1973; Петров Л.В. Мода как обществ, явление. Л., 1974; Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994; Lipovetsky G. L&empire de 1&ephemere. P., 1987; Besnard Ph., Desplanques G. Un Prenom pour toujours: La cote des prenoms hier, aujourd&hui et domain. P., 1991. А.Б. Гофман

5) Мода — кратковременная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние. Одна из его форм — взаимная передача особенностей своего выразительного облика и поведения (речь, одежда, мимика, манеры и т. п.), трансляция внешних форм культуры, осуществляемые на базе психологического механизма подражания, внушения и массового «психического заражения». Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается, как правило, с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, т. е. модным «знакам». Выступая в роли регулятора человеческого общения, Мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. Как общественное явление, Мода тесно связана с образом жизни, с социально-экономическими и культурными условиями. Восприимчивость к Моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития. Таким образом, социальная и идеологическая направленность Моды определяется ценностными ориентациями общества и личности, которые и обусловливают характер и динамику ее развития. Мода может содействовать укреплению чувства общности и взаимного уважения людей, для которых соблюдение общественных условностей, норм хорошего вкуса и выработанного поколениями опыта общежития есть не формальная обязанность, а выражение внутренней потребности. Поскольку Мода затрагивает и отражает облик человека лишь поверхностно, следование ее образцам не может служить мерой оценки нравственного мира человека. Однако излишняя приверженность Моде, несамостоятельность в следовании ее образцам, некритическое заимствование инородных модных стандартов, противоречащих сложившемуся в данном обществе образу жизни (напр., использование некоторых крайних форм буржуазной Моды в социалистическом обществе), может отрицательно сказаться на духовном развитии личности. Болезнь «модничанья» становится общественно опасной, если внешняя, «вещная», сторона жизни превалирует над внутренней, духовной, и человек оказывается под влиянием потребительской психологии (Потребительство).

Основные модные термины

Читая статьи и просматривая посты о моде, мы встречаем некоторые слова, которые не знаем или не до конца понимаем их значение. Попробуем разобраться в самых распростаненных.

Pret-a-porter – (французское слово, читается как прет-а-порте и означает «готовое для носки») коллекция одежды для массового производства. Продается эта одежда в маленьких бутиках, принадлежащих салонам мод «высокой моды» и в крупных магазинах.

Высокая мода — (с фр. Haute couture, итал. alta moda, «от-кутюр») — швейное искусство высокого качества. Сюда относится творчество ведущих салонов мод, которые задают тон международной моде; уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента.
Понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Мода «от кутюр» обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам.

New Look — (англ.— новый взгляд, новый облик) — элегантный, женственный, романтичный стиль одежды, предложенный Кристианом Диором в 1947 году.
Представляет образ «идеальной женщины» с тонкой талией, хрупкими плечами, изящными бёдрами.

Для New Look характерны:

— конкретность формы моделей: широкий клешёный, овальный, прямой.
— тщательный подбор аксессуаров.

Casual — (c англ.) — повседневная модная одежда, вид дресс-кода, стиля одежды в котором делается упор на удобство и самовыражение в противовес представительности и униформенности. Зародился стиль casual в Великобритании.

Casual включает довольно широкий спектр одежды, так что проще объяснить, что НЕ является кэжуалом:

— церемониальная одежда, вроде царских одеяний или военной формы
— формальная (официальная) одежда вроде фрака или смокинга.
— прочие строгие и деловые костюмы.
— различные жёсткие или чересчур традиционные элементы, вроде лакированых туфель или крахмальных рубашек.

Smart casual — стиль идеально подходящий для активных людей, после работы бегущих по делам, не подразумевающих строгий офисный костюм.
Самое сложное в данном стиле – это определить его границы: где кончается классический офисный стиль и начинается smart casual, а так же где кончается smart casual и начинается просто стиль casual.

Отличительными признаками smart casual являются:

— Отсутствие галстука. А так же растегнутая верхняя пуговица рубашки.
— Любые свитера.
— Водолазки с v-образными воротами, джемпера, которых много здесь и не проблема купить в магазинах одежды, кофты и тонкие свитера надетые поверх рубашки.
— Закатанные рукава ровно до середины между запястьем и локтем.
— Еще одна яркая деталь — шейный платок или шарфик, близкий по цвету костюму или джемперу, но более насыщенный.
— Что касаемо обуви, то к свободному костюму идеально подходят мокасины.

Denim — (от фр. de Nimes) — джинсовая ткань. Первоначально она называлась «саржа из Нима» (город во Франции, где она тогда производилась) — serge de Nimes. Теперь джинсовка производится по всему миру (больше всего — в США), а название — «denim» — сохранилось. Традиционно основа ткани красится натуральным красителем индиго. // onlinedics.ru, fashiony.ru

Осбудить эту тему на форуме!    БУТИК предметов ручной работы! Эксклюзивные витрины на сайте HUNTERMANIA.RU!

Подборка записей в тему: